Стихи К. И. Чуковского

Стихи К. И. Чуковского

Ведущий библиотекарь Центра поддержки детского чтения, руководитель литературно-поэтической студии «Лёгкое пёрышко» Екатерина Каюрова

Сейчас мало кто знает, что такое передвижка. А у нас в доме была настоящая передвижная библиотека. Передвигалась она из библиотеки школьной, что была в пяти километрах от нашей деревушки. Отец учительствовал в этой школе, сестра-старшеклассница была «библиотекарем»: писала настоящие формуляры в нашей «избе-читальне», куда приходили взрослые и дети, чтобы брать книги – правда, зачастую не возвращали. Но всё равно книг у нас в доме было очень много, их читали и почитали. Народ в деревне словоохотлив на приговорки да поговорки, на все случаи жизни – складно да ладно. Вот и мне складная речь полюбилась с младенчества. Лет с пяти я стала читать – всё, что было дозволено, но больше всего любила стихи, особенно Корнея Ивановича Чуковского. А начиналось всё с табуреточки, на которой декламировала «Закаляку»: «Дали Мурочке тетрадь, стала Мура рисовать…» Вот и я однажды взяла тетрадь сестры и, забравшись под стол – любимое место кошки Лизки и моё личное пространство, занавешенное кистями скатерти, – решила нарисовать Закаляку, такую страшную, чтоб все забоялись. В те времена не было фломастеров, ручки были перьевые, острые, их от детей прятали, а карандаш калякает слабовато. Вместо красок – чернила, вместо кисточки – кошкин хвост. Обмакнув его в чернильницу, накалякала Бяку-Закаляку. И всех напугала! Сестре пришлось переписывать всю тетрадь. Мама, увидев на полу фиолетовые следы «неведомых зверей», гонялась с веником за очумевшей кошкой, не желающей идти «рисовать» хвостом на снегу. Чернила были стойкие, отмывали меня долго, зато на следующий день отец принёс мне «Мойдодыр» (этакого «буку для грязнуль»), его почти наизусть до сих пор помню.

Стихи Чуковского вообще труднее позабыть, чем помнить. Искрометные, благозвучные, лиричные, с нотками фольклора, с причудливостью фабулы, весёлые. Говорящие имена персонажей по сей день на слуху: Бибигон, его сестричка Цинцинела, Акула-Каракула, Мойдодыр, Муха-Цокотуха, Бармалей, Котауси и Моауси, Барабек, а уж приговорку «Кара-бараз» применяли мы не раз.

Словом, незабываемые сказки Корнея Чуковского – это ж «чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!». Для меня и моих сверстников в детстве они были, наверное, тем, чем сейчас являются для деток мультики и компьютерные игры. Но, в отличие от некоторых из них, сказки Чуковского добрые и объединяющие! Общая беда – в «Краденом солнце» – и общая «Радость», от которой даже «на осинах зреют апельсины», а на «берёзах вырастают розы». На «Чудо-дереве» «чулки да башмаки, словно яблоки!» растут для всех: «Рвите их, убогие! Рвите, босоногие!» Добрый Айболит «излечит, исцелит» всех без исключения! А на страшилищ, скорее, комичных, чем пугающих, всегда находятся смельчаки, которые их одолевают, и наступает мир да лад. Крокодил, что безобразничал, курил и глотал городовых, становится добрым благодаря Васе Васильчикову. Тараканище побеждён маленьким воробышком, Муху-Цокотуху спасает от паука комарик с маленьким фонариком в руках. Этот фонарик словно солнышко освещает все сказки писателя, наполненные радостью, счастьем. И при всем этом писатель мастерски подводит детей к взрослым темам. Любопытная запись хранится в архиве автора «Тараканища»: «Это – гоголевский "Ревизор" для пятилетних. Та же тема: о панике, внушающей трусам, что жалкий пигмей есть гигант. Поднять детей до взрослой темы – такова была моя задача». В знаменитой книге «От двух до пяти» Корней Иванович Чуковский – величайший исследователь массового детского чтения – писал: «Я принадлежу к числу тех чудаков, которые любят поэзию больше, чем другое искусство, и знают на опыте несравненные радости, которые дает она тем, кто умеет наслаждаться ею. В детстве у человека обострённое чувство ритма, у взрослых такого уже не будет никогда».

И с этим не поспоришь, детям нравится складный слог. Часто наблюдаю это в нашей библиотеке, когда веду занятия в литературно-поэтической студии «Лёгкое пёрышко», стараясь вовлечь ребят в поэзию, влюбить в музыку стиха, в ритм, подарить им радость и в то же время «поднять до взрослой темы». Считаю, что «стиховое воспитание» – лучшее из всех! А когда пишу для детей, придерживаюсь заповедей «для поэтов, пишущих для детей» из той же книги «От двух до пяти» Корнея Ивановича. Рекомендую родителям: обязательно прочтите эту книгу. А детям читайте стихи К.И.Чуковского, это «чудо расчудесное», где зло – улетучивается, а добро – вечно! Сказками, стихами, переводами К.И.Чуковского, воспитывающими в детских душах лучшие чувства, зачитывались миллионы детей, и, очевидно, читать их будет ещё не одно поколение. Ведь маленькому человеку комфортно расти в радости, несмотря ни на что, ею должна быть переполнена жизнь до краёв!