Лаборатория #ЗнайЧитай: март, апрель
В марте и апреле работа лаборатории «ЗнайЧитай» в Тульской областной детской библиотеке велась по следующим программам: «Загляни в историю письменности, или Откуда началась книга», «Детский фольклор: читаем, играем, творим», «Открываем в сказку дверь», «Тулология».
На фольклорных вечерах дети и родители узнали много нового о считалочках, русских народных играх, докучных сказках, посмотрели представление магнитного театра по сказке «Колобок», попробовали свои силы в играх «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Солнышко», «Плетение», «Домовой», «Кошки-мышки», «Жмурки», размялись на физкультминутках, а также раскрасили деревянные фигурки лошадок, сделали солнышко из картона и разноцветных лент, ворону в технике оригами и колобка из желтых и красных салфеток. Всего в первые весенние месяцы состоялись четыре встречи: «Выходи, тебе водить!», «Карусель народных игр», «Рассказ в рассказе», «Сказка – складка, послушать сладко».
Занятия из цикла мероприятий «Загляни в историю письменности, или Откуда началась книга» в марте и апреле были посвящены истории алфавитов и отдельно латинице.
Учащиеся из разных центров образования и просто гости библиотеки отправились в виртуальное путешествие к финикийцам (XIII в. до н. э.), создавшим первый алфавит по принципу «один согласный звук – один знак», во времена древних греков, придумавших обозначать буквами гласные, к древним славянским народам, у которых собственные азбуки появились благодаря Кириллу и Мефодию: сначала глаголица, а затем и кириллица. Поговорили также о том, как менялась кириллица с момента ее создания до наших дней, почему набор букв мы называем алфавитом или азбукой, что такое алфавитные псалмы Ветхого завета и зачем они были построены по принципу акростиха.
Закрепить знания помогли различные задания. Участники пытались прочитать надпись из букв, обозначающих только согласные звуки, разгадывали акростихи, фразы, составленные по принципу критского слогового (силлабического) письма и с использованием глаголицы, а с помощью плаката «Греческий алфавит» и магнитных букв набора «Кириллица» обнаруживали «греческие» (пришедшие в кириллицу из греческого алфавита) буквы.
Апрельское занятие было посвящено латинскому языку, его появлению и развитию. Латинский алфавит начал формироваться предположительно в VIII веке до н. э. в Древнем Риме, направление письма в архаичных надписях могло меняться (такой способ назывался бустрофедоном). Всё это обсудили со школьниками, а также познакомили их с этапами развития латиницы: архаическая латынь (древнелатинский язык), классическая латынь, постклассическая латынь, поздняя латынь, средневековая латынь и т. д. Затем искали среди русских букв латинские, читали латинские пословицы и поговорки и искали их аналоги в русском языке, представляли, каково это – учиться в средневековой школе, где не было ни парт, ни нормального материала для письма. Особенно понравился участникам мастер-класс по изготовлению буквы «А» в технике оригами и «финикийского корабля» с буквами.
Для мероприятий были подготовлены книжные выставки «От знаков к буквам, от букв к словам», «Вечный город».
Библиотечные занятия «Открываем в сказку дверь» проводятся для детей с ОВЗ и включают громкие чтения и элементы театрализации. Весной знакомились с русскими народными сказками «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Кот, петух и лиса». При этом обращали внимание на повторяющиеся речевые обороты и сюжетные повторы, а в ходе беседы формировали у детей коммуникативные навыки. Чтобы разнообразить занятия, использовали магнитный театр, пескографию, готовили видеозагадки и видеовикторины, играли в игры на развитие монологической речи и памяти.
Весенняя программа цикла «Тулология» тоже получилась насыщенной. Прошёл историко-краеведческий час «И звучит гармошка тульская», приуроченный к 195-летию со дня рождения Николая Ивановича Белобородова, создателя тульской хроматической гармоники. Подготовили познавательный урок «Легенды Тулы» – о старинных, современных, проверенных, неправдоподобных тульских историях, связанных с царями, разбойниками, оружейниками, монахами и известными горожанами. Организовали краеведческую беседу «Славный барин – самовар!», посвящённую 245-летию начала фабричного производства самоваров в Туле и 175-летию со дня рождения Александра Степановича Баташева, самоварного фабриканта. Каждое занятие включало теоретическую часть, игры и мастер-класс: участники смастерили бумажную гармошку и аппликацию с изображением самовара.
На фольклорных вечерах дети и родители узнали много нового о считалочках, русских народных играх, докучных сказках, посмотрели представление магнитного театра по сказке «Колобок», попробовали свои силы в играх «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Солнышко», «Плетение», «Домовой», «Кошки-мышки», «Жмурки», размялись на физкультминутках, а также раскрасили деревянные фигурки лошадок, сделали солнышко из картона и разноцветных лент, ворону в технике оригами и колобка из желтых и красных салфеток. Всего в первые весенние месяцы состоялись четыре встречи: «Выходи, тебе водить!», «Карусель народных игр», «Рассказ в рассказе», «Сказка – складка, послушать сладко».
Занятия из цикла мероприятий «Загляни в историю письменности, или Откуда началась книга» в марте и апреле были посвящены истории алфавитов и отдельно латинице.
Учащиеся из разных центров образования и просто гости библиотеки отправились в виртуальное путешествие к финикийцам (XIII в. до н. э.), создавшим первый алфавит по принципу «один согласный звук – один знак», во времена древних греков, придумавших обозначать буквами гласные, к древним славянским народам, у которых собственные азбуки появились благодаря Кириллу и Мефодию: сначала глаголица, а затем и кириллица. Поговорили также о том, как менялась кириллица с момента ее создания до наших дней, почему набор букв мы называем алфавитом или азбукой, что такое алфавитные псалмы Ветхого завета и зачем они были построены по принципу акростиха.
Закрепить знания помогли различные задания. Участники пытались прочитать надпись из букв, обозначающих только согласные звуки, разгадывали акростихи, фразы, составленные по принципу критского слогового (силлабического) письма и с использованием глаголицы, а с помощью плаката «Греческий алфавит» и магнитных букв набора «Кириллица» обнаруживали «греческие» (пришедшие в кириллицу из греческого алфавита) буквы.
Апрельское занятие было посвящено латинскому языку, его появлению и развитию. Латинский алфавит начал формироваться предположительно в VIII веке до н. э. в Древнем Риме, направление письма в архаичных надписях могло меняться (такой способ назывался бустрофедоном). Всё это обсудили со школьниками, а также познакомили их с этапами развития латиницы: архаическая латынь (древнелатинский язык), классическая латынь, постклассическая латынь, поздняя латынь, средневековая латынь и т. д. Затем искали среди русских букв латинские, читали латинские пословицы и поговорки и искали их аналоги в русском языке, представляли, каково это – учиться в средневековой школе, где не было ни парт, ни нормального материала для письма. Особенно понравился участникам мастер-класс по изготовлению буквы «А» в технике оригами и «финикийского корабля» с буквами.
Для мероприятий были подготовлены книжные выставки «От знаков к буквам, от букв к словам», «Вечный город».
Библиотечные занятия «Открываем в сказку дверь» проводятся для детей с ОВЗ и включают громкие чтения и элементы театрализации. Весной знакомились с русскими народными сказками «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Кот, петух и лиса». При этом обращали внимание на повторяющиеся речевые обороты и сюжетные повторы, а в ходе беседы формировали у детей коммуникативные навыки. Чтобы разнообразить занятия, использовали магнитный театр, пескографию, готовили видеозагадки и видеовикторины, играли в игры на развитие монологической речи и памяти.
Весенняя программа цикла «Тулология» тоже получилась насыщенной. Прошёл историко-краеведческий час «И звучит гармошка тульская», приуроченный к 195-летию со дня рождения Николая Ивановича Белобородова, создателя тульской хроматической гармоники. Подготовили познавательный урок «Легенды Тулы» – о старинных, современных, проверенных, неправдоподобных тульских историях, связанных с царями, разбойниками, оружейниками, монахами и известными горожанами. Организовали краеведческую беседу «Славный барин – самовар!», посвящённую 245-летию начала фабричного производства самоваров в Туле и 175-летию со дня рождения Александра Степановича Баташева, самоварного фабриканта. Каждое занятие включало теоретическую часть, игры и мастер-класс: участники смастерили бумажную гармошку и аппликацию с изображением самовара.