#ЗнайЧитай: завершение года
С сентября по декабрь продолжилась работа по программам «Детский фольклор: читаем, играем, творим», «Загляни в историю письменности, или Откуда началась книга», «Открываем в сказку дверь», «Тулология».
На семейных встречах, посвящённых фольклору, знакомились с малыми жанрами народного творчества: колыбельными, приговорками, закличками, пословицами, загадками, скороговорками, небылицами, а также говорили о старинных игрушках. Материал закрепляли при помощи русских народных игр, в которых надо было проявлять и сообразительность (например, разгадывая загадки), и ловкость (подвижные, пальчиковые игры). Работали с предметным наполнением лаборатории и с книжными иллюстрациями. Традиционно каждая встреча завершалась мастер-классом: за осень и первый месяц зимы успели сделать кукол «Пеленашку» и «Зайчика-на-пальчик», улитку из пластилина, пчелку из киндер-сюрприза, лисичку с подвижными ножками из картона, «бусы Марусе» из макарон и рыбку из бумажной тарелки. Все поделки можно было забрать на память!
На занятиях «книжного» цикла изучали историю материалов и предметов для письма, а также элементы книги. Что общего между глиняной табличкой и современным глянцевым изданием? Чем писали разные народы? сложно ли примерить на себя роль первопечатника? Ученики разных центров образования узнали ответы на эти вопросы, а также разгадали кроссворды и решили ребусы, попробовали, каково это – писать гусиными и стальными перьями, на восковой табличке и на бересте, сделали книжку-карусель «Сказки народов России», книжную закладку-уголок и мини-книжку с обложкой в технике оригами. Новые знания – это увлекательно!
А завершился курс большой интеллектуальной игрой, посвящённой криптографии. Параллельно с историей письменности развивалась история тайнописи: совершенствовались способы спрятать послание или сделать его содержание непонятным для всех, кроме адресата: от шифров перестановки и простой замены до многоалфавитных табличных шифров. Во время игры команды соревновались, кто быстрее прочтёт текст, зашифрованный атбашем или шифром Цезаря, закодирует слова при помощи квадрата Полибия или таблицы Тритемия, решит лингвистическую задачку. А на открытом занятии для малой группы участники попробовали даже изготовить невидимые чернила.
Вместе с детьми с ОВЗ в лаборатории продолжили знакомство с миром сказок: читали осенние и зимние истории, разыгрывали отрывки в магнитном театре. Обязательный элемент таких программ – объяснение и подробное проговаривание сюжета, речевых оборотов. Это способствует развитию монологической и диалогической речи, тренирует память. На творческой же части занятий, отведённой под пескографию, можно было дать волю фантазии.
Краеведческие встречи были посвящены тульским брендам: в рамках программы «Тулология» говорили о самоварах и пряниках, оружейном деле и глиняных игрушках. Узнали, когда и при каких обстоятельствах появился Тульский оружейный завод, какие легенды с ним связаны, вспомнили имена известных оружейников. На мастер-классах раскрашивали модели печатных пряников, делали открытки и стенгазеты.
А ещё лаборатория #ЗнайЧитай – это просто интересное пространство со множеством инсталляций и интерактивных зон, поэтому в течение года библиотекари с удовольствием проводили здесь экскурсии для всех желающих!
В новом году работа продолжится! Все программы продлены на 2024 год – но добавятся и новые! Цикл «Буквенный цифирь, или Как люди записывали числа» познакомит школьников с историей цифр и систем счисления, а на семейных литературно-творческих занятиях «Жили-были…» детям и родителям расскажут о русской народной сказке.
Первые анонсы будут опубликованы уже на новогодних праздниках!
На семейных встречах, посвящённых фольклору, знакомились с малыми жанрами народного творчества: колыбельными, приговорками, закличками, пословицами, загадками, скороговорками, небылицами, а также говорили о старинных игрушках. Материал закрепляли при помощи русских народных игр, в которых надо было проявлять и сообразительность (например, разгадывая загадки), и ловкость (подвижные, пальчиковые игры). Работали с предметным наполнением лаборатории и с книжными иллюстрациями. Традиционно каждая встреча завершалась мастер-классом: за осень и первый месяц зимы успели сделать кукол «Пеленашку» и «Зайчика-на-пальчик», улитку из пластилина, пчелку из киндер-сюрприза, лисичку с подвижными ножками из картона, «бусы Марусе» из макарон и рыбку из бумажной тарелки. Все поделки можно было забрать на память!
На занятиях «книжного» цикла изучали историю материалов и предметов для письма, а также элементы книги. Что общего между глиняной табличкой и современным глянцевым изданием? Чем писали разные народы? сложно ли примерить на себя роль первопечатника? Ученики разных центров образования узнали ответы на эти вопросы, а также разгадали кроссворды и решили ребусы, попробовали, каково это – писать гусиными и стальными перьями, на восковой табличке и на бересте, сделали книжку-карусель «Сказки народов России», книжную закладку-уголок и мини-книжку с обложкой в технике оригами. Новые знания – это увлекательно!
А завершился курс большой интеллектуальной игрой, посвящённой криптографии. Параллельно с историей письменности развивалась история тайнописи: совершенствовались способы спрятать послание или сделать его содержание непонятным для всех, кроме адресата: от шифров перестановки и простой замены до многоалфавитных табличных шифров. Во время игры команды соревновались, кто быстрее прочтёт текст, зашифрованный атбашем или шифром Цезаря, закодирует слова при помощи квадрата Полибия или таблицы Тритемия, решит лингвистическую задачку. А на открытом занятии для малой группы участники попробовали даже изготовить невидимые чернила.
Вместе с детьми с ОВЗ в лаборатории продолжили знакомство с миром сказок: читали осенние и зимние истории, разыгрывали отрывки в магнитном театре. Обязательный элемент таких программ – объяснение и подробное проговаривание сюжета, речевых оборотов. Это способствует развитию монологической и диалогической речи, тренирует память. На творческой же части занятий, отведённой под пескографию, можно было дать волю фантазии.
Краеведческие встречи были посвящены тульским брендам: в рамках программы «Тулология» говорили о самоварах и пряниках, оружейном деле и глиняных игрушках. Узнали, когда и при каких обстоятельствах появился Тульский оружейный завод, какие легенды с ним связаны, вспомнили имена известных оружейников. На мастер-классах раскрашивали модели печатных пряников, делали открытки и стенгазеты.
А ещё лаборатория #ЗнайЧитай – это просто интересное пространство со множеством инсталляций и интерактивных зон, поэтому в течение года библиотекари с удовольствием проводили здесь экскурсии для всех желающих!
В новом году работа продолжится! Все программы продлены на 2024 год – но добавятся и новые! Цикл «Буквенный цифирь, или Как люди записывали числа» познакомит школьников с историей цифр и систем счисления, а на семейных литературно-творческих занятиях «Жили-были…» детям и родителям расскажут о русской народной сказке.
Первые анонсы будут опубликованы уже на новогодних праздниках!