Книги о книгах и библиотеках

Знаете ли вы, что существует много интересных произведений о книгах и библиотеках? И они очень разные. Во-первых, магические книги, библиотеки и библиотекари: от классических – «Бесконечная история» Энде и «Чернильное сердце» Функе – до современных массовых: «Библиотекарь для демона» Мамлеевой, «Чернила и кость» Кейн и т. п.



Тем, кому не нравится неприкрытое волшебство, но все же хочется верить в книжное чудо, подойдут «Дневник книготорговца» Байтела, «Полночная библиотека» Хейга, «Служба доставки книг» Хенна, «Вы найдете это в библиотеке» Аоямы. В названных романах книга становится тем, что сближает людей, связывает их невидимыми нитями, порождает общность.



Из того, что я прочитала последним, «Список для чтения» Сары Ниши Адамс тронул чувства и занял мысли. Это книга о библиотеке как отдельном мирке, где уютно немногочисленным завсегдатаям, можно назвать её пространственным карманом: кто желает, тот видит здесь целую вселенную, законы которой основаны на эмпатии, принятии, нравственном совершенствовании.



Первое, что меня поразило, это сам список для чтения, вокруг которого выстраиваются сюжет и структура книги: «Убить пересмешника», «Ребекка», «Бегущий за ветром», «Жизнь Пи», «Гордость и предубеждение», «Маленькие женщины», «Возлюбленная», «Достойный жених». Через этот список герои открывают для себя жизнь и открываются друг другу. Я бы вряд ли составила именно такой список, но люди имеют право читать все, что хотят, имеют право наделять смыслом те тексты, которые отзываются лично в них. Стоит только начать читать.



Второе: людям нужно говорить о прочитанном. Да, чтение – это интимное занятие, ты один на один с текстом, но «послечтение» требует диалога: поделиться мнением, обсудить, выразить эмоции. И вот тут со мной случилось что-то вроде откровения: то, как персонажи – не филологи со специальным образованием, не профессиональные критики – говорят о книгах, то, что они выделяют в них как важное, это совсем не то, что я увидела бы в текстах. Структура, механизм разворачивания сюжета, язык автора/переводчика – это да, это моё. Мировоззрение автора/персонажа, аллюзии, культурный ландшафт – это да. А вот какие персонажи живые, что чувствуют они в перипетиях сюжета, чаще всего нет. Герои Адамс эмоционально воспринимают книги, они действительно соотносят происходящее в тексте со своим опытом, сравнивают и делают потрясающие самостоятельные (не как у учителя, не как у критика, а свои!) выводы. Я уже давно не могла вообразить, что призыв «Подумай над книгой!» полезно воспринимать буквально. Одна из героинь – 10-летняя Прия – спрашивает дедушку: «Тогда расскажи мне, о чем эти книги? Кратко, просто чтобы я могла прочувствовать эмоцию, понимаешь?»



Так вот, я постараюсь рассказать об этой книге через эмоцию. Каждый день я прихожу в библиотеку. Это моя работа. Я счастливый человек: мне хорошо на работе. Каждый день в библиотеку приходят десятки людей. Со многими мы стали хорошими знакомыми: мы перебрасываемся парой слов о делах, событиях в городе и, конечно, говорим о книгах. Библиотека – это и место, и наполнение, наша точка соприкосновения. Мне тепло от того, что есть столько людей, которым здесь хорошо.

Но каждый день у нас появляются новые читатели. Некоторые признаются, что вообще никогда не были в библиотеке сами, кто-то был в детстве, а сейчас пришёл с ребёнком. Кто из них будет завсегдатаем? Для кого библиотека станет знаковым местом в жизни? Попавшие сюда впервые дети удивляются количеству книг, затем или они сами выбирают наугад первое свободное чтение, или родители и библиотекари советуют что-то. Открытие текста – это таинство. Это всегда так здорово наблюдать! Или посетители постарше, которые первый раз читают «Записки юного врача» Булгакова, «Кладбищенскую историю» Геймана, «Анну Каренину» Толстого, «Недотепу» и «Непоседу» Лукьяненко, «Братьев Карамазовых» Достоевского, «Нарнию» Льюиса... Укол зависти и удивления: им только предстоит войти в эти миры. Каким будет чтение? Что читатели увидят? Сделают ли книгу частью себя? Изменится ли в них что-то?



Библиотека в книге Адамс – это тоже место, которое меняет людей. Алейша, 17-летняя школьница, подрабатывающая библиотекарем летом, почтенный вдовец Мукеш, их семьи, знакомые – иногда из совсем разных миров – оказываются связаны текстами. По ходу сюжета раскрывается механизм этой связи: список для чтения, случайные слова, находки и встречи, даже выцветший плакат «Спасем библиотеку!» – всё становится значимым и наполняет смыслом будни героев. Появляется не казённое «количество посетителей библиотеки», а настоящее библиотечное сообщество. И чувство причастности охватывает меня!

Татьяна Викторовна Колчева, заведующая Тульской областной детской библиотекой