Лаборатория «#ЗнайЧитай»: перед каникулами
В апреле и мае 2024 года в Тульской областной детской библиотеке продолжилась работа лаборатории детского и подросткового чтения «#ЗнайЧитай».
Пространство лаборатории и занятия в ней организованы так, чтобы здесь было комфортно посетителям любых возрастов. Для дошкольников и их родителей – уголок, посвящённый сказкам, и магнитный театр, а также регулярные семейные встречи «Детский фольклор: читаем, играем, творим» и литературно-творческие занятия «Жили-были…». В программе каждого мероприятия есть познавательный блок (знакомство с жанрами фольклора: пестушками, потешками, русскими народными песнями; с тематической классификацией сказок), игровой (подвижные, пальчиковые, словесные игры) и творческий (мастер-классы по оригами и аппликации, по изготовлению поделок из картона и цветных ниток, из пуговиц, из бумажных тарелок и салфеток). Также обязательно уделяется время чтению и интерактивам с элементами театрализации: иногда разыгрываются песни, иногда в магнитном театре готовятся постановки по сказкам. Апрельские и майские занятия получились по-настоящему весенними: водили хороводы, читали сказки о птицах, перепрыгивали «ручьи» и создавали яркие радужные картины!
У подростков – свои интерактивные зоны: инсталляции по истории письменности, книжные выставки «Вечный город», «Кирилл и Мефодий – грамоты нашей творцы». Познавательные курсы «Загляни в историю письменности, или Откуда началась книга» и «Буквенный цифирь, или Как люди записывали числа» позволяют последовательно познакомиться с историей знаковых систем, среди которых старые алфавиты и оригинальные способы фиксации чисел. Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Древняя Русь – охватывается и обширная география, и различные временные пласты. Вот только некоторые из интересных фактов, которые узнали участники: латинский алфавит начал формироваться предположительно в VIII веке до н. э. в Древнем Риме, а направление письма в архаичных надписях могло быть и слева направо, и справа налево, и бустрофедоном (чередование направления в зависимости от чётности строки); число «мюриой» в аттической системе счисления означает 10 000. Конечно, каждое занятие включало и практику: найти среди русских букв буквы латинского алфавита, прочитать латинские пословицы и назвать их аналоги, изготовить «папирус» с цифрами и т. д. А закрепить знания и подвести промежуточные итоги позволил майский исторический квест, на котором нужно было вспомнить пройденные темы: «Пиктография и иероглифы», «Клинопись», «История алфавитов».
Отдельное направление работы лаборатории – краеведение. Какой тульский музей самый вкусный? Кто сможет раскрыть тайны дома с башенкой? Какие секреты хранят аллеи Белоусовского парка? Ответы на эти вопросы знают те, кто посетил мероприятия из цикла «Тулология» и принял участие в семейных-прогулках квестах «Тульские улочки». Говорили и о знаменитых горожанах – Д. Ваныкине, В. Вересаеве, – и об особенностях деревянной застройки Тулы, и об истории храма Серафима Саровского. А ещё разгадали несколько краеведческих шифров!
Для детей с ОВЗ реализовывалась программа «Открываем в сказку дверь»: ребята слушали весенние сказки, участвовали в театральных импровизациях, отвечали на вопросы викторин и создавали фигуры героев при помощи пескографии.
Следующие занятия в сентябре! Пока же сотрудники библиотеки проводят для всех желающих экскурсии, на которых можно познакомиться с наполнением интерактивных пространств лаборатории.
Пространство лаборатории и занятия в ней организованы так, чтобы здесь было комфортно посетителям любых возрастов. Для дошкольников и их родителей – уголок, посвящённый сказкам, и магнитный театр, а также регулярные семейные встречи «Детский фольклор: читаем, играем, творим» и литературно-творческие занятия «Жили-были…». В программе каждого мероприятия есть познавательный блок (знакомство с жанрами фольклора: пестушками, потешками, русскими народными песнями; с тематической классификацией сказок), игровой (подвижные, пальчиковые, словесные игры) и творческий (мастер-классы по оригами и аппликации, по изготовлению поделок из картона и цветных ниток, из пуговиц, из бумажных тарелок и салфеток). Также обязательно уделяется время чтению и интерактивам с элементами театрализации: иногда разыгрываются песни, иногда в магнитном театре готовятся постановки по сказкам. Апрельские и майские занятия получились по-настоящему весенними: водили хороводы, читали сказки о птицах, перепрыгивали «ручьи» и создавали яркие радужные картины!
У подростков – свои интерактивные зоны: инсталляции по истории письменности, книжные выставки «Вечный город», «Кирилл и Мефодий – грамоты нашей творцы». Познавательные курсы «Загляни в историю письменности, или Откуда началась книга» и «Буквенный цифирь, или Как люди записывали числа» позволяют последовательно познакомиться с историей знаковых систем, среди которых старые алфавиты и оригинальные способы фиксации чисел. Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Древняя Русь – охватывается и обширная география, и различные временные пласты. Вот только некоторые из интересных фактов, которые узнали участники: латинский алфавит начал формироваться предположительно в VIII веке до н. э. в Древнем Риме, а направление письма в архаичных надписях могло быть и слева направо, и справа налево, и бустрофедоном (чередование направления в зависимости от чётности строки); число «мюриой» в аттической системе счисления означает 10 000. Конечно, каждое занятие включало и практику: найти среди русских букв буквы латинского алфавита, прочитать латинские пословицы и назвать их аналоги, изготовить «папирус» с цифрами и т. д. А закрепить знания и подвести промежуточные итоги позволил майский исторический квест, на котором нужно было вспомнить пройденные темы: «Пиктография и иероглифы», «Клинопись», «История алфавитов».
Отдельное направление работы лаборатории – краеведение. Какой тульский музей самый вкусный? Кто сможет раскрыть тайны дома с башенкой? Какие секреты хранят аллеи Белоусовского парка? Ответы на эти вопросы знают те, кто посетил мероприятия из цикла «Тулология» и принял участие в семейных-прогулках квестах «Тульские улочки». Говорили и о знаменитых горожанах – Д. Ваныкине, В. Вересаеве, – и об особенностях деревянной застройки Тулы, и об истории храма Серафима Саровского. А ещё разгадали несколько краеведческих шифров!
Для детей с ОВЗ реализовывалась программа «Открываем в сказку дверь»: ребята слушали весенние сказки, участвовали в театральных импровизациях, отвечали на вопросы викторин и создавали фигуры героев при помощи пескографии.
Следующие занятия в сентябре! Пока же сотрудники библиотеки проводят для всех желающих экскурсии, на которых можно познакомиться с наполнением интерактивных пространств лаборатории.