Лаборатория «#ЗнайЧитай»: начало третьего года

С 2023 года в Тульской областной детской библиотеке работает лаборатория детского и подросткового чтения «#ЗнайЧитай». Всё это время библиотекари разрабатывают и реализуют программы, знакомящие слушателей с историей письменности, русским фольклором, краеведением, составляют тематические книжные выставки и готовят их обзоры, проводят экскурсии по интерактивному пространству лаборатории.

Одна из первых программ, за несколько лет охватившая учащихся множества центров образования (в 2025 году по ней занимаются классы из ЦО № 27 и гимназии № 11), это «Загляни в историю письменности, или Откуда началась книга». Программа включает виртуальные путешествия в Древние Шумеры, Египет, Грецию, Русь, в том числе в пещеры, где были найдены самые известные петроглифы. Рассказы о тростниковых палочках и пластинах из сырой глины, об истории иероглифов и деятельности Ж. Шампольона, о финикийском алфавите и изобретении букв, обозначающих гласные звуки в Древней Греции, о Кирилле и Мефодии и славянской письменности сопровождаются практикой: участники пишут свои имена клинописью, складывают буквы в технике оригами и т. п. Оформляемые для занятий книжные выставки – «Египет: земля тайн и загадок», «Эти загадочные шумеры», «Вечный город», «От знаков к буквам, от букв к словам» – дают желающим возможность глубже изучить заинтересовавшие их темы.

Для детей помладше – дошкольников и учеников начальной школы – был повторно организован цикл встреч «Детский фольклор: читаем, играем, творим». Первоклассники из «Лаудер Скул» познакомились со старинными игрушками и русскими народными играми – «Камешки», «Бирюльки», «Ловишка», «У медведя во бору» и др., – узнали о различных жанрах детского фольклора – прибаутках, дразнилках и мирилках, небылицах, – смастерили множество поделок: символ дружбы в виде ладошек, волшебные сандалики, белку из цветной бумаги, солнце из лент, лисичку с подвижными лапами из картона, народную тряпичную куклу «Зайчик на пальчик».

Отдельно сказкам были посвящены семейные литературно-творческие занятия «Жили-были…», их посещали как семьи читателей библиотеки, так и организованные группы из дошкольного отделения ЦО № 42. Каждого занятие начиналось с обзора русских народных сказок на определённую тему: от героических до сезонных (зимних, весенних), от приуроченных к какому-либо празднику до тех, в которых упоминаются волшебные те или иные волшебные предметы. Затем одна из сказок прочитывалась целиком или разыгрывалась в магнитном театре, после чего дети и родители вместе играли в подвижные и пальчиковые игры и мастерили поделки из подручных материалов: от цветной бумаги и пластилина до ватных дисков и макарон.

Дети с ограниченными возможностями здоровья слушали сказки на специально адаптированных занятиях «Открываем в сказку дверь». Эти мероприятия также включали игры и пескографию.

В который раз востребован оказался и краеведческий цикл «Тулология». Слушатели узнали о мистических местах и легендах Тулы и Тульской области, о самоварах, самоварном производстве и музее самоваров, об истории названий улиц Зареченского района, о знаменитых тульских оружейниках и конструкторах.

С января были запущены и две новые программы: «Любословие, или Наука письмен» и «Необъятен и велик могучий русский наш язык». Первая рассказывает о различных способах передачи информации: от узелковой письменности индейских племён и предметного письма кочевников-скифов до рисунков и иероглифов. Вторая посвящена истории русского языка: созданию славянских азбук Кириллом и Мефодием, появлению рукописных книг и развитию книгопечатания в России. Среди практических заданий были: сделать открытку с печатной буквицей и книжечку с потайными страницами, написать слово на глаголице, нарисовать сцену охоты на морских камешках, смастерить папирус и глиняную табличку.

Также все желающие могли по запросу осмотреть интерактивное наполнение лаборатории: берестяные грамоты, магнитную азбуку, бирюльки, деревянные лук и меч и т. д.

Анонсы мероприятий лаборатории публикуются в разделах «Афиша» и «Календарь» (на главной странице).

Одна из первых программ, за несколько лет охватившая учащихся множества центров образования (в 2025 году по ней занимаются классы из ЦО № 27 и гимназии № 11), это «Загляни в историю письменности, или Откуда началась книга». Программа включает виртуальные путешествия в Древние Шумеры, Египет, Грецию, Русь, в том числе в пещеры, где были найдены самые известные петроглифы. Рассказы о тростниковых палочках и пластинах из сырой глины, об истории иероглифов и деятельности Ж. Шампольона, о финикийском алфавите и изобретении букв, обозначающих гласные звуки в Древней Греции, о Кирилле и Мефодии и славянской письменности сопровождаются практикой: участники пишут свои имена клинописью, складывают буквы в технике оригами и т. п. Оформляемые для занятий книжные выставки – «Египет: земля тайн и загадок», «Эти загадочные шумеры», «Вечный город», «От знаков к буквам, от букв к словам» – дают желающим возможность глубже изучить заинтересовавшие их темы.

Для детей помладше – дошкольников и учеников начальной школы – был повторно организован цикл встреч «Детский фольклор: читаем, играем, творим». Первоклассники из «Лаудер Скул» познакомились со старинными игрушками и русскими народными играми – «Камешки», «Бирюльки», «Ловишка», «У медведя во бору» и др., – узнали о различных жанрах детского фольклора – прибаутках, дразнилках и мирилках, небылицах, – смастерили множество поделок: символ дружбы в виде ладошек, волшебные сандалики, белку из цветной бумаги, солнце из лент, лисичку с подвижными лапами из картона, народную тряпичную куклу «Зайчик на пальчик».

Отдельно сказкам были посвящены семейные литературно-творческие занятия «Жили-были…», их посещали как семьи читателей библиотеки, так и организованные группы из дошкольного отделения ЦО № 42. Каждого занятие начиналось с обзора русских народных сказок на определённую тему: от героических до сезонных (зимних, весенних), от приуроченных к какому-либо празднику до тех, в которых упоминаются волшебные те или иные волшебные предметы. Затем одна из сказок прочитывалась целиком или разыгрывалась в магнитном театре, после чего дети и родители вместе играли в подвижные и пальчиковые игры и мастерили поделки из подручных материалов: от цветной бумаги и пластилина до ватных дисков и макарон.

Дети с ограниченными возможностями здоровья слушали сказки на специально адаптированных занятиях «Открываем в сказку дверь». Эти мероприятия также включали игры и пескографию.

В который раз востребован оказался и краеведческий цикл «Тулология». Слушатели узнали о мистических местах и легендах Тулы и Тульской области, о самоварах, самоварном производстве и музее самоваров, об истории названий улиц Зареченского района, о знаменитых тульских оружейниках и конструкторах.

С января были запущены и две новые программы: «Любословие, или Наука письмен» и «Необъятен и велик могучий русский наш язык». Первая рассказывает о различных способах передачи информации: от узелковой письменности индейских племён и предметного письма кочевников-скифов до рисунков и иероглифов. Вторая посвящена истории русского языка: созданию славянских азбук Кириллом и Мефодием, появлению рукописных книг и развитию книгопечатания в России. Среди практических заданий были: сделать открытку с печатной буквицей и книжечку с потайными страницами, написать слово на глаголице, нарисовать сцену охоты на морских камешках, смастерить папирус и глиняную табличку.

Также все желающие могли по запросу осмотреть интерактивное наполнение лаборатории: берестяные грамоты, магнитную азбуку, бирюльки, деревянные лук и меч и т. д.

Анонсы мероприятий лаборатории публикуются в разделах «Афиша» и «Календарь» (на главной странице).