Детские сады в истории Тулы

Идея создания учреждений для детей дошкольного возраста не нова. Еще в 1802 году в Шотландии социалистом-утопистом Р. Оуэном была организована так называемая «школа для малышей», куда входили ясли для детей от 1 до 3 лет, «школа для маленьких детей» от 3 до 5 лет, начальная школа для детей от 5 до 10 лет.

Ф. Фрёбель

Название же «детский сад» придумал немецкий педагог и теоретик дошкольного воспитания Ф. Фрёбель. Он считал, что дети — цветы жизни, требующие умелого и тщательного ухода, и выращивать их должны «садовницы».

Детские дошкольные учреждения — ясли и сады — существовали и в царской России. Правда, исторические сведения о первых подобных учреждениях разнятся. По одним источникам первый детский сад появился в Петербурге в 1816 году.

А. Демидов

Однако доподлинно известно только, что в 1837 году при «Доме Трудолюбия» в Коломне, находящемся под опекой известного русского и французского мецената и дипломата Анатолия Николаевича Демидова, открыли дошкольное учреждение. И сделано это было по просьбе матерей-работниц, чтобы они могли честным трудом зарабатывать деньги на содержание себя и семьи.

В это же время предпринимаются попытки разработать теорию дошкольного воспитания в России. Так, в 1866 году при Санкт-Петербургском педагогическом собрании была создана Комиссия детских садов, в задачу которой наряду с разработкой теории входило открытие образцового детского сада, создание руководства по дошкольному воспитанию, изучение иностранного опыта. Комиссия просуществовала всего три года.

Журнал «Детский сад»

Позже появился журнал «Детский сад» под редакцией А. С. Симонович, которая вместе с мужем открыла в Петербурге заведение для детей от 3 до 8 лет. В программу обучения она ввела игры, которые сама придумала, подготовила курс родиноведения. Но главной целью было широкое распространение идей Фрёбеля. В Женеве Симонович обучалась педагогике у племянницы Ф. Фрёбеля и прониклась его системой образования.

К. Ушинский

Журнал «Детский сад» был достаточно известен, в нем печатался уроженец г. Тулы, основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский. Правда, он был не согласен с системой Фрёбеля и всячески её критиковал за чрезмерную регламентацию жизни детей, подавление самостоятельности и активности в играх, отсутствие у ребенка возможности побыть наедине с самим собой. Ушинский акцентировал внимание на таких важнейших принципах педагогики, как национальный характер воспитания, роль родного языка в формировании личности. Кроме того, он предъявлял высокие требования к «детским садовницам», справедливо считая, что они должны любить детей, быть преданными делу и всесторонне образованными.

Среди первых бесплатных детских садов в России называют народный детский сад для детей низших слоев населения при благотворительном Обществе дешевых квартир в Петербурге. Он был открыт в 1866 году Н. Задлер и Е. Вертер. В том же 1866 году в Петербурге по почину Варвары Тарновской Общество попечения о бедных и больных детях основало детский сад для детей горожан-бедняков.

Е. Смидович

В Туле создателем первого детского сада стала супруга известного врача Викентия Игнатьевича Смидовича — Елизавета Павловна, мать писателя Викентия Викентьевича Вересаева. Она была одной из первых выпускниц Фрёбелевских курсов, открытых в 1871 году в Москве. На этих курсах давали знания по анатомии, физиологии, гигиене, психологии и педагогической практике, а также проводили практические занятия (лепка, рисование, пение, гимнастика). Елизавета Павловна была прирождённым воспитателем и потому с большим энтузиазмом занялась организацией детского сада у себя дома на Верхне-Дворянской улице. Она отдавала этому заведению все свои силы.

Дом Смидовичей

Под детский сад были отведены лучшие комнаты: столовая, зал, гостиная. В зале, где стояло пианино, проводились подвижные игры и игры для развития речи. Бывшая гостиная была оборудована для гимнастики (здесь занимались в холодное время года, летом ⸺ на свежем воздухе).

Интерьер дома

В третьей комнате располагалась «классная», где учили рисованию, вырезанию из бумаги, плетению, лепке, счету и чтению.

Среди первых воспитанников детского сада были старшие дети Смидовичей, а также дети их близких родственников и знакомых. В. В. Вересаев описывает макет, который его отец В. И. Смидович изготовил для занятий по географии: «Для детского сада папа в свободное время смастерил огромное сооружение аршина в два длины и полтора ширины, по которому учащиеся наглядно могли знакомиться с тем, что такое залив, остров, мыс, ущелье и т. д. В заднем левом углу поднимались высокие горы с белыми главами, среди моха тек с высоты настоящий ручеек, в зеленых долинах паслись оловянные стада, впереди слева вертикальный разрез представлял геологические пласты земли. Передняя правая сторона была занята морем из настоящей воды — с заливами, проливами, бухтами, с коралловым островом в середине; сквозь стекло спереди можно было видеть дно моря, коралловое основание острова, морские звезды на песчаном дне. Гордостью и красою всего сооружения была огнедышащая гора в заднем углу справа, за морем. Иногда по вечерам папа устраивал настоящие извержения из нее: из кратера взрывами бил огонь, по отрогам с шипением ползли ярко-красные и зеленые огни, отражаясь в море. Это было большим праздником для детей» [1, с. 5].

Журнал «Семья и школа»

На протяжении многих лет Е. П. Смидович выписывала журнал «Семья и школа», где давались не только различные методические советы родителям и воспитателям, но и помещались небольшие рассказы для детей. Сад просуществовал всего три года, в 1875 г. его пришлось закрыть, основная причина — нехватка средств.


Детский сад Жесмин

Ещё один тульский детский сад, о котором известно доподлинно, был открыт в 1904 году при женской гимназии Жесмин. Гимназия располагалась на углу Посольской и Киевской улиц (ул. Советская и пр-т Ленина), в доме купца И. В. Золоторева. До наших дней здание гимназии не сохранилось. Двухэтажный домик снесли в 60-е годы ХХ века, сейчас на его месте находится цветочная клумба около «белого дома».




До наших дней здание гимназии не сохранилось

В детский сад принимали детей от 6 до 8 лет. Плата как в детском саду, так и в гимназии была очень высокой. Программа обучения в частной гимназии Жесмин ничем не отличалась от классической.

Про саму Ольгу Августовну Жесмин известно немного, краеведы спорят даже о том, где в её фамилии ставится ударение. Точно можно сказать, что она была дворянкой и жила на улице Воздвиженской (ныне Революции) в доме № 395 [2].

После победы революции, в 1917 году, создается новая система народного образования, первым уровнем которой становится дошкольное воспитание. Основная задача на тот момент состояла в том, чтобы освободить женщин, имеющих малолетних детей, для общественно полезной работы. И детские учреждения были как нельзя кстати. В 1919 году в Москве проводится первый съезд по дошкольному образованию и воспитанию, на котором закладываются основные принципы работы дошкольных учреждений. В частности, говорится, что при определении содержания образования и методов работы с детьми необходимо учитывать их возрастные особенности и что в детском саду должны работать профессиональные педагогические кадры.

В Туле в это время детские сады и ясли открывались при заводах и фабриках, что стало прообразом ведомственных детских учреждений.

С. Степанов

Например, директор Тульского патронного завода С. И. Степанов (с 1920 по 1925 гг.), носивший негласный титул «красного директора», много сделал для облегчения труда рабочих и их социальной поддержки. При нём были открыты больница, две амбулатории, бесплатные парикмахерские, бани и первый в районе детский сад. Теперь работающие женщины могли оставить своих детей на попечении воспитателей на 5–6 часов. В 1931 году в Нижнем Криволучье на базе рудных залежей Тульского района началось строительство металлокомбината (ныне завод «Тулачермет»). Одновременно с производственными объектами были построены жилые дома, магазины, библиотека, стадион и детские ясли.

Таким образом, педагоги Тулы внесли свою лепту в развитие системы дошкольного образования в России.

Источники:

Вересаев В. В. Воспоминания. Собрание сочинений в 5 томах. М.: Правда, 1961. Т. 5. С. 5.
2. ГАТО. Ф. 254. Оп. 1

3. Занимательные истории тульского бизнеса: архивы и воспоминания (XIX-XX века) / гл. ред. и сост. М.В. Майоров. М. : Минувшее, 2020. 296 с.

4. Норильский С. Мы путь земле укажем новый. Тула.: Аквариус, 2015. 493 с.

5. Ткач В.Ю. «Это было совершеннейшей новинкой…». Е. П. Смидович — организатор одного из первых в России детских садов // Тульский краеведческий альманах. 2016. Вып. 13. С. 66–71.

6. Флегонтова Н. П. Практика работы первых детских садов в России // Ребенок в детском саду. 2004. № 3. С. 31–34.