Как одевались тульские дети в прошлых веках
![](/upload/iblock/a0d/a0dfee43952afe405b8deec895f9ad80.jpg)
Статья посвящена повседневной и праздничной одежде тульских детей в период с середины XIX и до середины XX века. Это время интересно тем, что в России вместе с революционным сломом старого строя резко поменялась и мода, в том числе детская.
![](https://sun9-68.userapi.com/impg/g4cq1ldlXBQCyhVS5FxSMQwYUKKtLDMX3-yR5g/rQKh0cDalH4.jpg?size=686x1024&quality=96&sign=e461e2fbeab68dfce0af8385bd07637c&type=album)
Вообще детская одежда появилась только в XVIII веке. Исследователи связывают это с воспитательными идеями просветителя Жан-Жака Руссо, изложенными в его трактате «Эмиль, или О воспитании»: «Тело растет, поэтому всем членам нужно дать в одежде простор; ничто не должно стеснять ни их движения, ни роста; ничего не надо слишком узкого, ничего такого, что плотно облегает тело, никаких перевязок! Французская одежда, стеснительная и вредная для здоровья взрослых, особенно гибельна для детей» [1]. До этого фасоны детского костюма были те же, что и у взрослых, а для младенцев вообще не существовало специальной одежды. Но, руководствуясь провозглашённым Руссо принципом «свободы движения», в Англии разработали первые образцы собственно детского костюма. Впрочем, традиция одевать детей как взрослых продержалась еще век.
![](https://sun9-58.userapi.com/impg/E1SGjvQGl4UcHLM368w0KnvXzhSBWQFIgfc51g/u4Mjtwm5xzQ.jpg?size=681x1024&quality=96&sign=546a0815c2c638dd51ae5d2755f13c5f&type=album)
В одежде детей Тульской губернии, как и во всей Российской империи, проявлялось сословное деление. Мальчиков и девочек от рождения до 4 лет одевали одинаково. Для детей дворян шили специальные платья с застежкой по всей длине изделия. И мальчикам, и девочкам отращивали волосы и завязывали банты. Мальчики-подростки носили длинные трубообразные штаны, длинный сюртук, шапку с козырьком. Платья для юных дворянок оставались копией женской одежды. Причем копировались не только фасоны, ткани также выбирались самые дорогие.
![](https://sun9-63.userapi.com/impg/OWb1aQLSUpgQ15g7r4j-oEeiJgeu3Xpn3pb34Q/KRaa8D0UFEs.jpg?size=400x600&quality=96&sign=44fdf5e226c30f642c9cca522f5b80ff&type=album)
Отдельно надо упомянуть матроску. Появившись в Англии, она очень быстро завоевала любовь модников во всем мире. В Тульской губернии этот наряд стал популярен в XIX веке и первоначально считался одеждой для игр, причем матроски носили и взрослые. Как правило уже с трехлетнего возраста мальчиков и девочек одевали в этот нарядный костюмчик. Отличительная черта таких блуз – большой матросский воротник с голубыми или синими полосами. Иногда воротники украшали темно-красными кантиками и якорями.
После Октябрьской революции матроска не потеряла актуальности. Во многих семьях бывшего Советского Союза сохранились фотографии бабушек и дедушек, замерших перед объективом в таком костюме. В книге С. Голицына «Записки уцелевшего» матроска упоминается как атрибут старой помещичьей жизни: «…однажды в богородицкой газете "Красный голос" появилась статья под заголовком "Доколе будем терпеть!". В статье с негодованием говорилось, что по парку разгуливают "томные графинюшки" и "толстощекие графчики в матросках"» [2].
В дворянских семьях в торжественных случаях мальчики надевали бархатные курточки, чаще всего синего или черного цвета. В Туле отдавали предпочтение синим и красным тканям, поскольку эти цвета были в тульском народном костюме. Также дети носили белые чулки, девочки – туфельки из лайки и замши, а у мальчиков в конце XIX – начале XX века вошли в моду сапожки из мягких сортов кожи. Лев Толстой в автобиографической повести «Детство» вспоминал: «…и я, приподнявшись на постели, стал натягивать чулки на свои маленькие ноги <…> дядька Николай нес наши платья и обувь: Володе сапоги, а мне покуда еще несносные башмаки с бантиками» [3].
![](https://sun9-39.userapi.com/impg/xT6eqhKE-PrNTaPl2OY3FR8qrIsVhacx7pPneg/zBiHgGZaWx0.jpg?size=800x658&quality=96&sign=566e9e595b629c401683cb899c81f807&type=album)
У детей низших сословий одежда был простой и походила на взрослую. Рубаха-косоворотка, которая шилась ребенку к семилетнему возрасту, порты или русские штаны из холстины делались специально широкими в поясе, что позволяло подгонять их под любой размер и сапоги. Городские девочки из рабочей среды носили сарафаны, как правило, перешитые из старой одежды матери.
По традиции мужчины должны были надевать головной убор, а потому мальчики с семилетнего возраста имели картуз или фуражку. Девочки повязывали платки, так как появляться «простоволосой» было неприлично. Дочери дворян и купцов носили шляпы и капоры.
![](https://sun9-17.userapi.com/impg/dV4IKngUDaAh-3Fz38F1CMeWveOsBAslY1jPoA/Cj_ba6-s-lQ.jpg?size=653x1024&quality=96&sign=1eaf6e9a0a3054d4bfee3c69e6ee51a3&type=album)
После семи лет одежда детей-дворян резко менялась, так как их отдавали учиться. В Туле форма учащихся была определенного цвета. Так, по воспоминаниям гимназиста В. В. Вересаева, форма состояла из синей кепи, «мышино-серого» пальто и ранца [4].
![](https://sun9-22.userapi.com/impg/GuK-K9bwpprzKhF-13CSG-WZVEf79hiZUE3O0g/gn8Ck2hyPSw.jpg?size=700x598&quality=96&sign=2ed759f617b788c7cb02be96e8cc0608&type=album)
Гимназисты обязаны были носить форму везде: на учебе, в театре, в гостях, на балах. На торжество разрешалось надевать лайковые перчатки. Форма обычно покупалась на вырост, и часто рукава закрывали пальцы, а куртка доходила до колен. Головные уборы, видимо, тоже служили долго. Из повести Н. Москвина «Лето летающих»: «С черного крыльца дома сошел вихлявый черноглазый мальчик в гимназической фуражке, надетой набекрень. Судя по состоянию этой фуражки – смятые поля, надломленный козырек, – он был не менее как из третьего класса» [5].
![](https://sun9-66.userapi.com/impg/q96vPlnTAIN-phCU15UUjTIbYa1rgRC_pIqZeA/cibC2FnZ4nI.jpg?size=661x1024&quality=96&sign=a7d7bda002411d4b2c7d8130ae627690&type=album)
А вот форма частных гимназий отличалась разнообразием. Так, гимназистки Ольгинской гимназии, открытой в Туле в 1914 году, носили коричневые платья и черные фартуки, а парадный белый фартук был украшен плиссированными крылышками и голубой розеткой с буквами «ТОГ». Все это кокетливо подчеркивала шляпка с широкими полями и бантиком с гербом гимназии. Ученицы не менее известной гимназии госпожи Жесмин в 1904 году носили в младших классах светло-серые платья, затем – темно-зеленые с белыми фартуками, отделанными кружевом, и так же, как и в Ольгинской гимназии, голубые розетки с буквами «ТГЖ».
![](https://sun9-21.userapi.com/impg/PSr65dY2y4bM382BM4v-aVxM3H0c3mwgluLEKA/7A5MmZow8-A.jpg?size=807x576&quality=96&sign=ac74225ad54fd139c5cbc0cf3983bc64&type=album)
В Туле с начала XIX века существовало одно учебное заведение, дающее религиозное образование. Духовная семинария. Форма семинаристов была похожа на гимназическую (только, как принято у православного духовенства, черного цвета) и состояла из куртки, шинели с белым кантом, фуражки с гербом и буквами «ТДС». Парадная форма отсутствовала.
![](https://sun9-12.userapi.com/impg/M5OlLPVXKU_t7AhJDd9nPUWpaLqDCfj_oCZMiA/udTd0YUSgjI.jpg?size=591x1024&quality=96&sign=d58db50a4075f7b42912eed7cbbe02c4&type=album)
К концу XIX века в дворянской среде окончательно сформировался более свободный стиль. Появилась одежда для купания, игры в теннис, гимнастики.
![](https://sun9-17.userapi.com/impg/UFvQTwRBmYRCljh38dLmRMDNRKXrLhcbrUY1Jg/nRBDHskzDoA.jpg?size=807x519&quality=96&sign=210901fc03cbf5d45a884cd7d5d45ae4&type=album)
Следует сказать несколько слов и о народном костюме Тульской губернии. В основном его надевали на праздники деревенские жители. Женский наряд состоял из домотканой рубахи, поневы и передника. Рукава рубахи покрывались сложным рисунком из узорных и гладких полос. Холщовый передник украшался вышивкой, чаще всего это были старинные мотивы: «гребешки», «городки», «гребенчатые ромбы». В целом костюм выглядел так: поверх шерстяной синей клетчатой поневы, по подолу которой идет красная шерстяная полоска, повязывается шерстяной красный пояс, а головной убор – сорока – завершает образ. Сохранилось много фотографий, на которых в такой одежде запечатлены крестьянские девочки.
![](https://sun9-58.userapi.com/impg/n1FoUdCw9SY4-MCb9WdNWUWFW0NsfKZH1Mp5rw/ajagG1wa4aA.jpg?size=807x611&quality=96&sign=a3ba337c50fd5104296596579e48dc21&type=album)
В середине XX века в СССР детская одежда не отличалась разнообразием. В Туле по-прежнему носили матроски и штаны на лямках. В повести Б. Роганкова «Чулковские сорванцы» есть несколько зарисовок повседневной одежды: «Во дворе появился кудрявенький послушный мальчик в бескозырочке и коротких штанишках на помочах» [6]. Мальчишки постарше на праздники одевались как денди: «Ой, какой он важный сегодня и нарядный: синяя клинчатая фуражка круто сдвинута набекрень, и белый платочек торчит, как цветок, из нагрудного карманчика. Сколько его помню, не вылезал из застиранного лыжного костюмчика. Теперь же, смотри: новенький камлотовый пиджачок в полоску и суконные отглаженные брюки клешем» [7]. Вспоминает Б. Роганков и «сатиновую рубашку» [8], и «лихо заломленный козырек кепи» [9], и «брезентовые тапочки» [10], и «мешковатые телогрейки с материнского плеча», и «перелицованные пальто с укороченными рукавами» [11].
В заключение предлагаем посмотреть картины русских и советских художников из фонда Тульского областного художественного музея, на которых изображены дети в нарядной и повседневной одежде разных эпох и сословий.
![](https://sun9-37.userapi.com/impg/hcbgOczXaH_rLFl5U4No3TRN7OOegEuTuUrLpg/zhYxzIB6gn0.jpg?size=736x1019&quality=96&sign=0cfea5d887f0d206ff4fc88f9f20363d&type=album)
Воспитанник школы Карла Брюллова «Портрет дамы с девочкой и собачкой»
![](https://sun9-17.userapi.com/impg/mdXSzZw36Sul7u7gRrUJqvt5QECSMXPz4GVtYA/55DtKxPlC3I.jpg?size=945x1200&quality=96&sign=e54c1e69c383c4df9246277ca3081ca9&type=album)
Соломаткин Л. И. «В увеселительном саду. Уличная сцена»
![](https://sun9-56.userapi.com/impg/eCuwybAF8CvqitHBTCoQQ3-JmRS6v_MQKSw7HQ/pDf4ahIF0Ok.jpg?size=800x447&quality=96&sign=826c3d859b764104dc579c72d62cc56c&type=album)
Голынский В. А. «Рыболовы»
![](https://sun9-68.userapi.com/impg/CuFlDFGQTDuhFQ0fBOWbyjnOpwMhUO1-UDK1SQ/osOHfiNb-gM.jpg?size=1600x949&quality=96&sign=65af2e0edbbcd8abe731a1173b1e6e01&type=album)
Маковский В. Е. «В сельской школе»
![](https://sun9-61.userapi.com/impg/DJF0w9l223UaZZKYEK3vVAe97AHne7lsZDBDWw/VJ3TGidzc3w.jpg?size=862x1100&quality=96&sign=e3b8ab36a552adda1ddd3875d6072013&type=album)
Сачков Ф. В. «Девушка у изгороди»
![](https://sun9-29.userapi.com/impg/5B56pBg0hHSeR7CLW_qAAKEL8bbD2GgYw2uqjw/d9vPuJleraQ.jpg?size=847x1080&quality=96&sign=151eb92fe76566585d412934278df2e9&type=album)
Корзухин А. И. «Мальчик в саду»
Ковтунова Н. И. «Гармонист»
Литература:
1. Руссо, Жан-Жак. Эмиль, или О воспитании. М. : Педагогика. С. 37.
2. Голицын С. М. Записки уцелевшего. М. : Вагриус, 2006. С. 10.
3. Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 22 томах. М. : Худ. лит., 1978—1985. Т. 1. С. 11.
4. Вересаев В. В. Воспоминания. Собрание сочинений в 5 томах. М. : Правда, 1961. Т. 5. С. 6.
5. Москвин, Н. Я. Лето летающих. М. : Дет. лит., 1985. С. 11.
6. Роганков Б. К. Чулковские сорванцы. Тула : Тул. полиграфист, 2001. С. 9.
7. Там же. С. 54.
8. Там же. С. 63.
9. Там же. С. 33.
10. Там же. С. 17.
11. Там же. С. 62.
![](https://sun9-68.userapi.com/impg/g4cq1ldlXBQCyhVS5FxSMQwYUKKtLDMX3-yR5g/rQKh0cDalH4.jpg?size=686x1024&quality=96&sign=e461e2fbeab68dfce0af8385bd07637c&type=album)
Вообще детская одежда появилась только в XVIII веке. Исследователи связывают это с воспитательными идеями просветителя Жан-Жака Руссо, изложенными в его трактате «Эмиль, или О воспитании»: «Тело растет, поэтому всем членам нужно дать в одежде простор; ничто не должно стеснять ни их движения, ни роста; ничего не надо слишком узкого, ничего такого, что плотно облегает тело, никаких перевязок! Французская одежда, стеснительная и вредная для здоровья взрослых, особенно гибельна для детей» [1]. До этого фасоны детского костюма были те же, что и у взрослых, а для младенцев вообще не существовало специальной одежды. Но, руководствуясь провозглашённым Руссо принципом «свободы движения», в Англии разработали первые образцы собственно детского костюма. Впрочем, традиция одевать детей как взрослых продержалась еще век.
![](https://sun9-58.userapi.com/impg/E1SGjvQGl4UcHLM368w0KnvXzhSBWQFIgfc51g/u4Mjtwm5xzQ.jpg?size=681x1024&quality=96&sign=546a0815c2c638dd51ae5d2755f13c5f&type=album)
В одежде детей Тульской губернии, как и во всей Российской империи, проявлялось сословное деление. Мальчиков и девочек от рождения до 4 лет одевали одинаково. Для детей дворян шили специальные платья с застежкой по всей длине изделия. И мальчикам, и девочкам отращивали волосы и завязывали банты. Мальчики-подростки носили длинные трубообразные штаны, длинный сюртук, шапку с козырьком. Платья для юных дворянок оставались копией женской одежды. Причем копировались не только фасоны, ткани также выбирались самые дорогие.
![](https://sun9-63.userapi.com/impg/OWb1aQLSUpgQ15g7r4j-oEeiJgeu3Xpn3pb34Q/KRaa8D0UFEs.jpg?size=400x600&quality=96&sign=44fdf5e226c30f642c9cca522f5b80ff&type=album)
Отдельно надо упомянуть матроску. Появившись в Англии, она очень быстро завоевала любовь модников во всем мире. В Тульской губернии этот наряд стал популярен в XIX веке и первоначально считался одеждой для игр, причем матроски носили и взрослые. Как правило уже с трехлетнего возраста мальчиков и девочек одевали в этот нарядный костюмчик. Отличительная черта таких блуз – большой матросский воротник с голубыми или синими полосами. Иногда воротники украшали темно-красными кантиками и якорями.
После Октябрьской революции матроска не потеряла актуальности. Во многих семьях бывшего Советского Союза сохранились фотографии бабушек и дедушек, замерших перед объективом в таком костюме. В книге С. Голицына «Записки уцелевшего» матроска упоминается как атрибут старой помещичьей жизни: «…однажды в богородицкой газете "Красный голос" появилась статья под заголовком "Доколе будем терпеть!". В статье с негодованием говорилось, что по парку разгуливают "томные графинюшки" и "толстощекие графчики в матросках"» [2].
В дворянских семьях в торжественных случаях мальчики надевали бархатные курточки, чаще всего синего или черного цвета. В Туле отдавали предпочтение синим и красным тканям, поскольку эти цвета были в тульском народном костюме. Также дети носили белые чулки, девочки – туфельки из лайки и замши, а у мальчиков в конце XIX – начале XX века вошли в моду сапожки из мягких сортов кожи. Лев Толстой в автобиографической повести «Детство» вспоминал: «…и я, приподнявшись на постели, стал натягивать чулки на свои маленькие ноги <…> дядька Николай нес наши платья и обувь: Володе сапоги, а мне покуда еще несносные башмаки с бантиками» [3].
![](https://sun9-39.userapi.com/impg/xT6eqhKE-PrNTaPl2OY3FR8qrIsVhacx7pPneg/zBiHgGZaWx0.jpg?size=800x658&quality=96&sign=566e9e595b629c401683cb899c81f807&type=album)
У детей низших сословий одежда был простой и походила на взрослую. Рубаха-косоворотка, которая шилась ребенку к семилетнему возрасту, порты или русские штаны из холстины делались специально широкими в поясе, что позволяло подгонять их под любой размер и сапоги. Городские девочки из рабочей среды носили сарафаны, как правило, перешитые из старой одежды матери.
По традиции мужчины должны были надевать головной убор, а потому мальчики с семилетнего возраста имели картуз или фуражку. Девочки повязывали платки, так как появляться «простоволосой» было неприлично. Дочери дворян и купцов носили шляпы и капоры.
![](https://sun9-17.userapi.com/impg/dV4IKngUDaAh-3Fz38F1CMeWveOsBAslY1jPoA/Cj_ba6-s-lQ.jpg?size=653x1024&quality=96&sign=1eaf6e9a0a3054d4bfee3c69e6ee51a3&type=album)
После семи лет одежда детей-дворян резко менялась, так как их отдавали учиться. В Туле форма учащихся была определенного цвета. Так, по воспоминаниям гимназиста В. В. Вересаева, форма состояла из синей кепи, «мышино-серого» пальто и ранца [4].
![](https://sun9-22.userapi.com/impg/GuK-K9bwpprzKhF-13CSG-WZVEf79hiZUE3O0g/gn8Ck2hyPSw.jpg?size=700x598&quality=96&sign=2ed759f617b788c7cb02be96e8cc0608&type=album)
Гимназисты обязаны были носить форму везде: на учебе, в театре, в гостях, на балах. На торжество разрешалось надевать лайковые перчатки. Форма обычно покупалась на вырост, и часто рукава закрывали пальцы, а куртка доходила до колен. Головные уборы, видимо, тоже служили долго. Из повести Н. Москвина «Лето летающих»: «С черного крыльца дома сошел вихлявый черноглазый мальчик в гимназической фуражке, надетой набекрень. Судя по состоянию этой фуражки – смятые поля, надломленный козырек, – он был не менее как из третьего класса» [5].
![](https://sun9-66.userapi.com/impg/q96vPlnTAIN-phCU15UUjTIbYa1rgRC_pIqZeA/cibC2FnZ4nI.jpg?size=661x1024&quality=96&sign=a7d7bda002411d4b2c7d8130ae627690&type=album)
А вот форма частных гимназий отличалась разнообразием. Так, гимназистки Ольгинской гимназии, открытой в Туле в 1914 году, носили коричневые платья и черные фартуки, а парадный белый фартук был украшен плиссированными крылышками и голубой розеткой с буквами «ТОГ». Все это кокетливо подчеркивала шляпка с широкими полями и бантиком с гербом гимназии. Ученицы не менее известной гимназии госпожи Жесмин в 1904 году носили в младших классах светло-серые платья, затем – темно-зеленые с белыми фартуками, отделанными кружевом, и так же, как и в Ольгинской гимназии, голубые розетки с буквами «ТГЖ».
![](https://sun9-21.userapi.com/impg/PSr65dY2y4bM382BM4v-aVxM3H0c3mwgluLEKA/7A5MmZow8-A.jpg?size=807x576&quality=96&sign=ac74225ad54fd139c5cbc0cf3983bc64&type=album)
В Туле с начала XIX века существовало одно учебное заведение, дающее религиозное образование. Духовная семинария. Форма семинаристов была похожа на гимназическую (только, как принято у православного духовенства, черного цвета) и состояла из куртки, шинели с белым кантом, фуражки с гербом и буквами «ТДС». Парадная форма отсутствовала.
![](https://sun9-12.userapi.com/impg/M5OlLPVXKU_t7AhJDd9nPUWpaLqDCfj_oCZMiA/udTd0YUSgjI.jpg?size=591x1024&quality=96&sign=d58db50a4075f7b42912eed7cbbe02c4&type=album)
К концу XIX века в дворянской среде окончательно сформировался более свободный стиль. Появилась одежда для купания, игры в теннис, гимнастики.
![](https://sun9-17.userapi.com/impg/UFvQTwRBmYRCljh38dLmRMDNRKXrLhcbrUY1Jg/nRBDHskzDoA.jpg?size=807x519&quality=96&sign=210901fc03cbf5d45a884cd7d5d45ae4&type=album)
Следует сказать несколько слов и о народном костюме Тульской губернии. В основном его надевали на праздники деревенские жители. Женский наряд состоял из домотканой рубахи, поневы и передника. Рукава рубахи покрывались сложным рисунком из узорных и гладких полос. Холщовый передник украшался вышивкой, чаще всего это были старинные мотивы: «гребешки», «городки», «гребенчатые ромбы». В целом костюм выглядел так: поверх шерстяной синей клетчатой поневы, по подолу которой идет красная шерстяная полоска, повязывается шерстяной красный пояс, а головной убор – сорока – завершает образ. Сохранилось много фотографий, на которых в такой одежде запечатлены крестьянские девочки.
![](https://sun9-58.userapi.com/impg/n1FoUdCw9SY4-MCb9WdNWUWFW0NsfKZH1Mp5rw/ajagG1wa4aA.jpg?size=807x611&quality=96&sign=a3ba337c50fd5104296596579e48dc21&type=album)
В середине XX века в СССР детская одежда не отличалась разнообразием. В Туле по-прежнему носили матроски и штаны на лямках. В повести Б. Роганкова «Чулковские сорванцы» есть несколько зарисовок повседневной одежды: «Во дворе появился кудрявенький послушный мальчик в бескозырочке и коротких штанишках на помочах» [6]. Мальчишки постарше на праздники одевались как денди: «Ой, какой он важный сегодня и нарядный: синяя клинчатая фуражка круто сдвинута набекрень, и белый платочек торчит, как цветок, из нагрудного карманчика. Сколько его помню, не вылезал из застиранного лыжного костюмчика. Теперь же, смотри: новенький камлотовый пиджачок в полоску и суконные отглаженные брюки клешем» [7]. Вспоминает Б. Роганков и «сатиновую рубашку» [8], и «лихо заломленный козырек кепи» [9], и «брезентовые тапочки» [10], и «мешковатые телогрейки с материнского плеча», и «перелицованные пальто с укороченными рукавами» [11].
В заключение предлагаем посмотреть картины русских и советских художников из фонда Тульского областного художественного музея, на которых изображены дети в нарядной и повседневной одежде разных эпох и сословий.
![](https://sun9-37.userapi.com/impg/hcbgOczXaH_rLFl5U4No3TRN7OOegEuTuUrLpg/zhYxzIB6gn0.jpg?size=736x1019&quality=96&sign=0cfea5d887f0d206ff4fc88f9f20363d&type=album)
Воспитанник школы Карла Брюллова «Портрет дамы с девочкой и собачкой»
![](https://sun9-17.userapi.com/impg/mdXSzZw36Sul7u7gRrUJqvt5QECSMXPz4GVtYA/55DtKxPlC3I.jpg?size=945x1200&quality=96&sign=e54c1e69c383c4df9246277ca3081ca9&type=album)
Соломаткин Л. И. «В увеселительном саду. Уличная сцена»
![](https://sun9-56.userapi.com/impg/eCuwybAF8CvqitHBTCoQQ3-JmRS6v_MQKSw7HQ/pDf4ahIF0Ok.jpg?size=800x447&quality=96&sign=826c3d859b764104dc579c72d62cc56c&type=album)
Голынский В. А. «Рыболовы»
![](https://sun9-68.userapi.com/impg/CuFlDFGQTDuhFQ0fBOWbyjnOpwMhUO1-UDK1SQ/osOHfiNb-gM.jpg?size=1600x949&quality=96&sign=65af2e0edbbcd8abe731a1173b1e6e01&type=album)
Маковский В. Е. «В сельской школе»
![](https://sun9-61.userapi.com/impg/DJF0w9l223UaZZKYEK3vVAe97AHne7lsZDBDWw/VJ3TGidzc3w.jpg?size=862x1100&quality=96&sign=e3b8ab36a552adda1ddd3875d6072013&type=album)
Сачков Ф. В. «Девушка у изгороди»
![](https://sun9-29.userapi.com/impg/5B56pBg0hHSeR7CLW_qAAKEL8bbD2GgYw2uqjw/d9vPuJleraQ.jpg?size=847x1080&quality=96&sign=151eb92fe76566585d412934278df2e9&type=album)
Корзухин А. И. «Мальчик в саду»
![](https://sun9-14.userapi.com/impg/U9gE9n5KCN81WDf0-Ca1hBVhbF9WSWO13Ao62A/B1RqNj-yy-k.jpg?size=812x1024&quality=96&sign=bb9cb237d5a7d6c8b7c7c97d3f4160f3&type=album)
Ковтунова Н. И. «Гармонист»
Литература:
1. Руссо, Жан-Жак. Эмиль, или О воспитании. М. : Педагогика. С. 37.
2. Голицын С. М. Записки уцелевшего. М. : Вагриус, 2006. С. 10.
3. Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 22 томах. М. : Худ. лит., 1978—1985. Т. 1. С. 11.
4. Вересаев В. В. Воспоминания. Собрание сочинений в 5 томах. М. : Правда, 1961. Т. 5. С. 6.
5. Москвин, Н. Я. Лето летающих. М. : Дет. лит., 1985. С. 11.
6. Роганков Б. К. Чулковские сорванцы. Тула : Тул. полиграфист, 2001. С. 9.
7. Там же. С. 54.
8. Там же. С. 63.
9. Там же. С. 33.
10. Там же. С. 17.
11. Там же. С. 62.